Нормы дневной выработки для рабов | Школа Ремонта. Приморский край
Школа Ремонта. Приморский  край

Нормы дневной выработки для рабов

катон приводит несколько рецептов того

Однако Катон при столь характерной для него тщательности описания (указания на число крюков и длину веревок, количества ключей к замкам), при строгом учете дневного пайка рабов в разное время года и для разных категорий рабов тем не менее не дает никаких сведений о нормах дневной выработки рабов, которая была бесспорно одним из важнейших показателей при эксплуатации рабского труда. Катон приводит несколько рецептов того, как занять рабочее время раба, его праздничное время и т. дц а о нормах дневной выработки раба он сохраняет упорное молчание. Катон отлично понимал, что рабочее время раба должно быть заполнено максимально. Он писал: «В дождь поищи, что можно сделать в усадьбе. Чтобы люди не заленились, наводи чистоту. Сообрази, что если у тебя ничего не делается, расходу будет нисколько не меньше». «Зимой до рассвета делай вот что. Из жердей, которые ты накануне убрал под крышу и которые уже обсохли, теши колья, круглые и четырехреберные; делай факелы и выноси навоз». Итак, налицо самая мелочная регламентация труда раба, однако ни одного слова о нормах дневной выработки.

Однако Катон говорит об уроках и днях. Нет никакого сомнения, что в имениях Катона, так же как его соседей, действовали какие-то нормы дневной выработки для рабов. При найме мерценнариев или политоров, видимо, оговаривали и нормы выработки и величину вознаграждения. Почему же Катон о них ничего не говорит? Ведь о их важности для господских интересов повторять не приходится. Причина красноречивого молчания Катона, вероятно, кроется в том, что он, так же как и его современники, придерживается общепринятых, закрепленных обычаем норм выработки на наиболее важных сельскохозяйственных работах, действовавших в крестьянских хозяйствах издавна. В условиях натурального производства V—III вв. до н. э., видимо, и в более крупных имениях, где применяется рабский труд, не было особых различий между нормами дневной выработки трудящихся совместно свободных и рабов. Катон, отразивший начальную стадию создания рабовладельческих хозяйств, связанных с рынком, возможно, целиком воспринял эту общераспространенную практику. Поскольку она была общеизвестна, он не хотел останавливаться на ней подробнее, ограничившись одним упоминанием.

Это важное обстоятельство указывает на существование определенной связи между эпохой Катона и предшествующим периодом патриархального рабства, когда экономической необходимости в максимальной эксплуатации рабского труда не существовало. Катон еще не разорвал окончательно пуповину, связывающую его с предшествующим периодом. Ориентируя свое хозяйство на рынок и, следовательно, нуждаясь в получении большого прибавочного продукта, Катон, рекомендуя ряд способов более интенсивного использования рабского труда, еще тесно связан с предшествующей практикой. В расчетах Катона при всей их конкретности и обстоятельности ярче проявляется узкокрестьянский практицизм, чем экономический расчет большого хозяина-орга — низатора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *